А.Г. Неболсин и традиции Колледжа | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невский колледж имени А.Г. Неболсина»

А.Г. Неболсин и традиции Колледжа

12 мая 2012 года исполнилось 170 лет со Дня рождения выдающегося деятеля профессионального образования дореволюционного Петербурга Александра Григорьевича Неболсина, чьё имя гордо носит наш Колледж.

“Основа технического образования – есть образование общее, … мастер должен быть мастером, а не полуинженером, … обучение практическим приемам ремесла или производства должно быть предоставлено настоящим мастерством.»

(А.Г. Неболсин).

Александр Григорьевич Неболсин проработал в Комиссии по техническому образованию 45 лет, 30 из них был бессменным её председателем.

А.Г. Неболсин родился в Петербурге 12 мая 1842 года в семье сенатора. Ещё до окончания в 1861 году Александровского колледжа он по собственной инициативе начал преподавать в воскресной школе для рабочих Выборгской стороны, участвовал в открытии народной читальни.

А.Г. Неболсин начал свою государственную службу в 1862 году, окончив закрытое привилегированное учебное заведение- Александровский колледж. Затем была должность чиновника по особым поручениям в Департаменте внешней торговли. Перед ним открывалась блестящая государственная карьера, но его жизненный путь определился под влиянием общественно-демократического движения.

В результате частых выездов за границу появились его печатные труды по вопросам профессионального образования в России, Германии, Франции, Англии, Австрии.

 А.Г.Неболсин – тайный советник, полвека своей жизни отдал делу образования рабочих и их детей

Постоянная комиссия, которую в 1887 году возглавил А.Г. Неболсин, до революции открыла в Петербурге 56 различных профессиональных училищ, школ и курсов. Все эти учебные заведения отличались друг от друга по целям и задачам, но помимо профессиональной подготовки давали рабочим и общее образование. Кроме специальных технических школ, таких как школа электротехников (в то время это была новая профессия, ещё мало освоенная) или школа печатного дела, предметом особой заботы А.Г. Неболсина были подготовительные курсы для детей рабочих, окончивших начальную школу и не имевших возможности устроиться на работу из-за малолетства.

Более прогрессивными, по сравнению с государственными, считались двадцать начальных школ, открытых Комиссией для детей рабочих. Эти, как их называли, «детские училища» отличались тем, что в них было совместное обучение, внедрялось трудовое воспитание, хорошо было поставлено преподавание естественных наук. Для девушек были созданы рукодельные классы, для учеников ремесленных мастерских- классы черчения и рисования.

А.Г. Неболсин старался, чтобы образованием были охвачены все категории рабочего населения Петербурга, поэтому и программы учебных заведений были различные. В одних училищах (их Комиссия открыла на крупных столичных заводах) первостепенная роль отводилась общеобразовательным предметам, в других, на базе общеобразовательной подготовки, обучали навыкам основных рабочих профессий.

« У нас, – говорил Неболсин,- прежде всего желательно всеобщее образование, так как оно является основой многому, в том числе и техническому образованию. Необходимо, чтобы предприниматель относился к рабочему более гуманно и чтобы в рабочем он увидел человека, а не только грубую силу…». «Больше света, больше любви к людям, больше просвещения»,- эта мысль была основной в деятельности Неболсина.

Для привлечения общественных средств, на которые содержались рабочие школы, и для пропаганды идеи рабочего образования, А.Г. Неболсин организовал три съезда по профессионально-техническому образованию. На них присутствовали и промышленники. Понимая необходимость развития рабочего образования, они субсидировали уже открывшиеся школы.

Сам Неболсин, будучи действительным тайным советником, кавалером многих российских и зарубежных орденов, был достаточно состоятельным человеком и значительную часть свих средств тратил на открытие все новых и новых школ.

Подготовка кадров приносила очевидную выгоду предпринимателям, и они учредили премию в шесть тысяч рублей золотом, которую торжественно вручили Неболсину. Эти деньги также были потрачены на создание очередного училища.

Проблема профессионально-технического образования еще не была изучена не только в России, но и за рубежом. Работы Неболсина по методике преподавания в этом направлении были представлены на всемирной выставке в Париже в 1889 году и отмечены золотой медалью. Неболсину был вручен и орден Почетного легиона..

А.Г. Неболсину удалось добиться от правительства право сбора индивидуальных и общественных пожертвований на школы Русского технического общества и принимать в них преподавателей, не дожидаясь их утверждением Министерством народного просвещения. Это позволяло привлекать к работе прогрессивно мыслящих учителей.

Для совершенствования методики преподавания, по предложению Неболсина, был создан т Подвижной музей наглядных пособий и мастерская по изготовлению различного оборудования. Для учащихся организовывались различные экскурсии, создавались ученические хоры, библиотеки, устраивались ёлки. Для детей с ослабленным здоровьем Комиссия открывала загородные дачи, куда летом выезжали учащиеся.

Понимая, что без общего образования народа немыслимо не только распространение технических знаний, но и, вообще, развитие страны, Неболсин был активным членом Общества грамотности, «Географическое», Общества ревнителей просвещения народа, и других.

После смерти А.Г.Неболсина училище по механическому делу в 1918 году преобразовано в профессионально-техническую школу и рабочий техникум имени А.Г.Неболсина.

А.Г.Неболсин был не только организатором – практиком, но и теоретиком в области педагогики обучения профессиям. Свои взгляды он изложил в трудах: “Об устройстве периодических съездов по техническому образованию”, “Школьное обучение малолетних рабочих на заводах и фабриках” др. По инициативе А.Г.Неболсина проводились многочисленные выставки: печатного дела, по электричеству и др.

Опыт Александра Григорьевича Неболсина, в эпоху бурного развития российской экономики всей своей деятельностью доказал, что только квалифицированные, компетентные, образованные люди приведут страну к процветанию

В наше время в музее истории профессионального образования восстановлена экспозиция, посвященная А.Г.Неболсину.

Общественный Фонд поддержки и развития профессионального образования носит имя великого гражданина России, видного государственного деятеля XIX века, ученого и педагога, мецената и патриота, создавшего систему профессионального образования в России А.Г. Неболсина.

Фонд возрождает участие общественных деятелей и меценатов в профессиональном образовании молодежи.

Цели Фонда:

1. Поддержать морально и материально будущих Ломоносовых и Кулибиных.

2. Поощрить педагогов, деятелей науки, здравоохранения и культуры, руководителей, лиц, способствующих развитию профессионального образования.

Фонд учредил звание лауреата премии им. А.Г. Неболсина, медаль и академическую мантию. Звание лауреата присваивается государственным и общественным деятелям, руководителям и преподавателям, мастерам производственного обучения, учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, деятелям науки и культуры, изобретателям, предпринимателям, меценатам, лицам иных организаций и учреждений России, других государств, оказавших содействие развитию профессионального образования, поддержку одаренной и талантливой молодежи.

Ежегодно 12 мая самые лучшие технические учебные заведения удостаиваются переходящего кубка памяти А.Г.Неболсина. “Кто желает нашей родине света, должен желать и учения. Больше света, больше любви к людям, больше просвещения!”.

За пропаганду профессионального образования Фонд им. А.Г. Неболсина награжден Орденом Признания.

Наш ГОУ НПО НППЛ им. А.Г. Неболсина продолжает дело учёного и педагога и свято чтит свои традиции. По профилю основных образовательных программ Колледж имеет лицензию на краткосрочную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и опережающее обучение по 93 программам, в том числе по программам связанным с освоением высокотехнологичного оборудования установленного в учебно-производственных мастерских колледжа.

На базе колледжа регулярно проводятся семинары и круглые столы по актуальным направлениям профессиональной подготовки, проводятся конкурсы педагогических достижений

Колледж постоянный участник городских профессиональных конкурсов среди образовательных учреждений НПО и СПО, Конкурсов «Мастера России» и Командных профессиональных .

Быстрым темпом происходит развитие и модернизация учебно-производственной базы.

 С 1998 года, в колледже установилась традиция отмечать 19 октября как День учащегося, учащиеся ведут активную спортивную жизнь, исторические уроки в музея “Линкор “Марат” направлены на достижение учащимися чувства гордости за своих героических предков и страну, на любовь к своей Родине.

При вручении дипломов выпускники церемониально облачаются – одевают мантию и шапочку –конфедератку и это тоже современная традиция Колледжа.